Коленвал играет огромную роль в устройстве скутера, обеспечивая взаимосвязь и работу сразу нескольких основных узлов и систем - цилиндро-поршневой группы, генератора, газораспределительного механизма и сцепления. В свою очередь, вращение механизма обеспечивают подшипники коленвала, расположенные на его полуосях.
Внутренние детали системы закрыты специальными сальниками, которые обеспечивают надежную защиту от попадания мусора, грязи и частичек пыли внутрь. Однако во время эксплуатации скутера сила трения негативно сказывается на состоянии шариков и обоймы подшипника. Со временем изнашиваются и сальники, теряя свою прочность и герметичность. Все это в итоге приводит к необходимости замены подшипников и сальников коленчатого вала на новые, во избежание износа более дорогих деталей систем скутера.
Внешние признаки проблем со стороны коленвала и разборка двигателя
Основными причинами для разборки двигателя и коленчатого вала скутера являются:
- подтекание масла;
- вибрация двигателя при работе;
- потеря мощности.
Для более точного определения поломки и замены изношенных деталей необходимо для начала произвести разборку двигателя. К сожалению, установить, нужна ли замена подшипников можно только после снятия коленчатого вала со скутера.
Произвести разборку и замену подшипников коленвала в условиях гаража вполне реально. Для этого необходимо запастись специальными съемниками, верстаком, строительным феном и классическим набором инструментов для авторемонта.
Чтобы произвести разборку и снятие двигателя и коленчатого вала необходимо:
- установить скутер на центральную подножку;
- открутить и снять элементы пластикового обвеса, закрывающего доступ к нужным узлам;
- выкрутить свечу зажигания;
- слить масло из системы;
- разобрать и демонтировать систему цилиндра;
- снять крыльчатку;
- открутить и снять детали генератора;
- демонтировать стартер, карбюратор и масляный насос;
- выкрутить болты скрепляющие блок двигателя;
- обвернуть шатун ветошью, чтобы избежать его повреждения;
- с помощью съемника разделить половинки блока;
- аккуратно извлечь коленвал.
После этого можно приступать к процедуре осмотра подшипников, выявления их повреждений и износа и, при необходимости, их снятию и замене новыми. Для этого следует удалить с поверхности полуосей остатки масла, загрязнения и посторонние примеси. На чистой поверхности подшипника будет легко заметить следы износа, деформации или истирания. Снять подшипники с полуосей вала можно при помощи специального съемника, а сальники аккуратно выбиваются с помощью насадки, подходящей по диаметру.
Замена подшипников и сальников коленчатого вала скутера
Чтобы установить новые подшипники необходимо иметь тиски и строительный фен, а так же инструкцию по сборке мотора. Если строго соблюдать все правила - результат ремонта будет удовлетворительный, если его нарушить (даже в мелочах) - скутер придется отправлять в сервисный центр. Порядок замены подшипника состоит из:
- надежной фиксации коленвала в тисках полуосью вверх;
- разогрева до 100 градусов внутренней обоймы подшипника;
- быстрой его установки на посадочное место полуоси;
- забивания подшипника до упора на полуоси с помощью трубы подходящего диаметра.
Аналогично проводится замена подшипника другой полуоси. При проведении таких работ следует строго соблюдать правила поведения с огнем, а так же правила личной безопасности.
При извлечении сальников необходимо заметить и зафиксировать глубину их посадки, чтобы новые установить на это же место. Кроме того сальники многих моделей скутеров отличаются по размеру, что следует учитывать при покупке ремонтного комплекта. Сальники устанавливаются в чистую и сухую обойму с помощью насадки подходящего диаметра.
После этого следует произвести сборку системы. Для этого необходимо:
- смазать полуоси коленчатого вала маслом, во избежание повреждения сальников во время установки;
- разогреть посадочное место подшипника в блоке до 100 градусов;
- установить коленвал, следя, чтобы шатун не задевал блок;
- очень аккуратно обработать место стыка половинок блока герметиком;
- разогреть посадочное место второй половинки и соединить блок;
- сжать половинки блока болтами так, чтобы не образовались перекосы.
Дальше произвести монтаж систем скутера в обратном порядке.
И в заключение несколько общих правил проведения ремонтных работ:
- помещение, стол, механизмы, ветошь и инструменты должны быть идеально чистыми;
- сливать масло в заранее подготовленную емкость;
- все детали, снятые со скутера необходимо тщательно вымыть и просушить;
- при сборке все детали должны быть сухими, а резьбовые соединения обработаны сжатым воздухом;
- на трущиеся детали следует нанести слой защитной смазки.
Успешных всем ремонтов!